Ко 2 классу ребёнку сказали за каникулы выучить таблицу умножения. Торопиться было некуда, поэтому целенаправленно мы ничего не зубрили, а когда куда-нибудь шли или ехали, я задавала сыну примеры вразброс на какую-нибудь цифру. Например, на четыре: «дважды четыре», «четыре умножить на восемь», «четырежды шесть», «произведение пяти и четырёх» и т.д. Повторение — мать учения. Сначала сын складывал в уме, а потом называл уже по памяти.
Онлайн игра по таблице умножения
Что такое умножение
Умножение («умно жить») — это арифметическое действие, которое можно представить в виде суммы одинаковых слагаемых, равных первому множителю, в количестве, равном второму множителю.
7 × 3 = | 7 + 7 + 7 | = 21 |
три раза по семь | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | × | 3 | = | 21 |
множитель | множитель | произведение |
От перемены мест множителей, произведение не меняется.
3 × 7 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21
Умножение очень выручает, когда нужно посчитать
- количество отверстий в нескольких одинаковых дисках колес,
- количество однородных предметов в нескольких стандартных коробках,
- количество подков, требующихся табуну коней
- и т.п.
Умножение на 0
Равно нулю.
0 × 0 = 0 1 × 0 = 0 × 1 = 0 2 × 0 = 0 × 2 = 0 + 0 = 0 3 × 0 = 0 × 3 = 0 + 0 + 0 = 0 4 × 0 = 0 × 4 = 0 + 0 + 0 + 0 = 0 5 × 0 = 0 × 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 6 × 0 = 0 × 6 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 7 × 0 = 0 × 7 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 8 × 0 = 0 × 8 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 9 × 0 = 0 × 9 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0 10 × 0 = 0 × 10 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0
Умножение на 1
Равно первому множителю.
1 × 1 = 1 2 × 1 = 2 3 × 1 = 3 4 × 1 = 4 5 × 1 = 5 6 × 1 = 6 7 × 1 = 7 8 × 1 = 8 9 × 1 = 9 10 × 1 = 10
Умножение на 10
В конец числа первого множителя добавить цифру 0.
2 × 10 = 10 × 2 = 10 + 10 = 20 3 × 10 = 10 × 3 = 10 + 10 + 10 = 30 4 × 10 = 10 × 4 = 10 + 10 + 10 + 10 = 40 5 × 10 = 10 × 5 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 50 6 × 10 = 10 × 6 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 60 7 × 10 = 10 × 7 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 70 8 × 10 = 10 × 8 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 80 9 × 10 = 10 × 9 = 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 90 10 × 10 =10×10= 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 100
Умножение на 9
Первый множитель умножить на 10, а потом его вычесть из полученного произведения.
2 × 9 = (2 × 10) - 2 = 20 - 2 = 18 3 × 9 = (3 × 10) - 3 = 30 - 3 = 27 4 × 9 = (4 × 10) - 4 = 40 - 4 = 36 5 × 9 = (5 × 10) - 5 = 50 - 5 = 45 6 × 9 = (6 × 10) - 6 = 60 - 6 = 54 7 × 9 = (7 × 10) - 7 = 70 - 7 = 63 8 × 9 = (8 × 10) - 8 = 80 - 8 = 72 9 × 9 = (9 × 10) - 9 = 90 - 9 = 81
Умножение на 2
Сложить первый множитель сам с собой.
2 × 2 = 2 + 2 = 4 3 × 2 = 3 + 3 = 6 4 × 2 = 4 + 4 = 8 5 × 2 = 5 + 5 = 10 6 × 2 = 6 + 6 = 12 7 × 2 = 7 + 7 = 14 8 × 2 = 8 + 8 = 16
Умножение на 4
Равно дважды удвоенному первому множителю, для чего первый множитель умножить на 2 и прибавить столько же.
3 × 4 = (3 × 2) + (3 × 2) = 6 + 6 = 12 4 × 4 = (4 × 2) + (4 × 2) = 8 + 8 = 16 5 × 4 = (5 × 2) + (5 × 2) = 10 + 10 = 20 6 × 4 = (6 × 2) + (6 × 2) = 12 + 12 = 24 (шестью четыре — двадцать четыре) 7 × 4 = (7 × 2) + (7 × 2) = 14 + 14 = 28 8 × 4 = (8 × 2) + (8 × 2) = 16 + 16 = 32
Умножение на 5
С чётным первым множителем число произведения оканчивается нулём, с нечётным — 5.
3 × 5 = 5 × 3 = (5 + 5) + 5 = 10 + 5 = 15 4 × 5 = 5 × 4 = (5 + 5) + (5 + 5) = 10 + 10 = 20 5 × 5 = 5 × 5 = (5 + 5) + (5 + 5) + 5 = 10 + 10 + 5 = 25 (пятью пять — двадцать пять) 6 × 5 = 5 × 6 = (5 + 5) + (5 + 5) + (5 + 5) = 10 + 10 + 10 = 30 7 × 5 = 5 × 7 = (5 + 5) + (5 + 5) + (5 + 5) + 5 = 10 + 10 + 10 + 5 = 35 8 × 5 = 5 × 8 = (5 + 5) + (5 + 5) + (5 + 5) + (5 + 5) = 10 + 10 + 10 + 10 = 40
Равно половине произведения первого множителя на 10.
3 × 5 = (3 × 10) ÷ 2 = 30 ÷ 2 = 15 4 × 5 = (4 × 10) ÷ 2 = 40 ÷ 2 = 20 5 × 5 = (5 × 10) ÷ 2 = 50 ÷ 2 = 25 6 × 5 = (6 × 10) ÷ 2 = 60 ÷ 2 = 30 7 × 5 = (7 × 10) ÷ 2 = 70 ÷ 2 = 35 8 × 5 = (8 × 10) ÷ 2 = 80 ÷ 2 = 40
Умножение на 3
Первый множитель умножить на 2, а потом его прибавить к полученному произведению.
3 × 3 = (3 × 2) + 3 = 6 + 3 = 9 6 × 3 = (6 × 2) + 6 = 12 + 6 = 18 7 × 3 = (7 × 2) + 7 = 14 + 7 = 21 8 × 3 = (8 × 2) + 8 = 16 + 8 = 24
Умножение на 6
Первый множитель умножить на 5, а потом его прибавить к полученному произведению.
6 × 6 = (6 × 5) + 6 = 30 + 6 = 36 (шестью шесть — тридцать шесть) 7 × 6 = (7 × 5) + 7 = 35 + 7 = 42 8 × 6 = (8 × 5) + 8 = 40 + 8 = 48 (шестью восемь — сорок восемь)
Умножение на 8
Равно удвоенному первому множителю, умноженному на 4, для чего первый множитель умножить на 4 и прибавить столько же.
7 × 8 = (7 × 4) + (7 × 4) = 28 + 28 = 56 8 × 8 = (8 × 4) + (8 × 4) = 32 + 32 = 64
Умножение на 7
Запомнить.
7 × 7 = 49
Таблица Пифагора
Таблица Пифагора — это таблица, у которой строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках находятся их произведения.
Желательно ребёнку на листке бумаги нарисовать пустую таблицу, чтобы он сам заполнил её ячейки. Можно попробовать увлечь такой забавой [janemouse.livejournal.com].
Одинаковые произведения
2 × 6 = 12 4 × 3 = 12 2 × 8 = 16 4 × 4 = 16 2 × 9 = 18 3 × 6 = 18 6 × 4 = 24 3 × 8 = 24 6 × 6 = 36 4 × 9 = 36
Онлайн тренажёр по таблице умножения
Игровые формы запоминания
- По завершению просмотра мультфильмов «В стране невыученных уроков», «Человечка нарисовал я», «Остров ошибок» и др. назвать примеры, в них услышанные или увиденные.
- Сделать карточки, с одной стороны которых написать выражения («1 × 0», «0 × 1», «2 × 0», …, «10 × 10»), а с другой — ответы («0», «0», «0», …, «100»). Собрать колодой. Перетасовать. Брать по одной карте, называть произведения и сравнивать с ответами на противоположной стороне. Если верно, то складывать в одну стопку, а неверно, то — в другую. Когда колода кончится, повторить со стопкой неверно названных отгадок. И так, пока на все примеры не будут решены правильно. Можно назначить приз, если ребёнок допустит, скажем, только три ошибки.