Сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси-лебеди» (Русская народная сказка)

Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

— Мы пойдём, дочка, в город: принесём тебе булочку, купим платочек, а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

Ушли старики, девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

Прибежала девочка, глядь: нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле: вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.

Бежала девочка, бежала, видит: стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

А девочка говорит:

— У моего батюшки и пшеничные не едятся!

И побежала дальше.

Бежит девочка дальше и видит: стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.

Бежит девочка и видит: льётся молочная речка — кисельные берега.

— Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся!

И побежала девочка дальше.

Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

— Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?

Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит, поворачивается. В избушке сидит Баба Яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

— Реченька, голубушка, укрой меня!

— Съешь моего простого киселька с молочком.

Похлебала девочка киселька с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

— Яблоня, голубушка, спрячь меня!

— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Нечего девочке делать — съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками — гуси и пролетели мимо.

Вышла девочка из-под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

— Печечка, матушка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу.

Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди братца из рук вырвут, да изба-то была уж недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к Бабе Яге.

Пришли домой старичок и старушка, видят: мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

Чему учит эта сказка? Какая главная мысль?

Текст можно обсудить с ребёнком, вовлекая его в беседу. Например, какая-то часть разговора может выглядеть следующим образом:

— Что было, если бы девочка послушалась родителей, не отвлеклась на игру?

— Она бы в беду не попала и Бабу Ягу не увидела, ей бы не надо было никуда бегать.

— Девочка отнеслась безответственно к поручению и брата забрали гуси-лебеди. Она стала исправлять ошибку?

— Стала.

— А ты отправишься сестру выручать?

— Да.

— Девочка встретила печку, яблоню и речку и от кушаний их отказалась, указывая, что дома еда вкуснее. Она была вежлива?

— Нет.

— А ты хорошо делал, когда ныл, что у бабушки скучно, хотя она тебя кормила, купала и развлекала? Пусть без изысков?

— Плохо.

— Но в трудную минуту девочка забыла о своей гордыни и была ласкова. И ей помогли.

Мораль сей сказки

Каждый найдёт своё:

  1. «Дети должны быть под присмотром, надолго их оставлять нельзя, в противном случае жди беды» — говорит мама-наседка.
  2. «Пропавших детей нужно начинать искать сразу, без промедления, пока их не съела Баба Яга» — заявляет милиционер.
  3. «Родителей нужно слушаться» — командует строгий папа.
  4. «Младшим нужно уступать, заботится и помогать» — поучает бабушка, разрешающая спор внуков.
  5. «Ошибки можно исправить, не стоит отчаиваться, ведь девочка вернула братишку» — убеждает психолог.
  6. «Не нужно бояться просить помощи: без неё девочка с братом не добежали бы до дома невредимыми» — наставляет воспитатель сада.
  7. «Будь внимательным, сосредоточься на одном деле и не отвлекайся, иначе самое важное, самое главное упустишь, как в сказке сестра братца» — вразумляет учитель.
  8. «Когда человеку нужна помощь другого, то он становится любезным, льстивым и даже заискивающим» — замечает наблюдательный руководитель.
  9. «Когда потчуют, и воду пей» — глаголит пословица.
  10. «Девочка правильно поступила, когда не стала есть угощения — у чужих нельзя ничего брать» — подмечает сознательный ребёнок. Сказка составлена очень-очень давно и тогда не отведать пищи означало проявить к хозяину неуважение, к его дарам — брезгливость. В наши дни принимать что-то у непроверенных людей даже опасно, но отказывать нужно без оскорблений и унижений собеседника.
  11. «Нужно позволить другому выполнить своё предназначение: печки — печь пироги, яблоне — растить яблоки» — размышляет философ.
  12. «Сказка рассказывает о смелости, храбрости и самоотверженности: несмотря на опасность быть съеденной, девочка брата не бросила» — поясняет бывалый солдат.
  13. «Сказка рассказывает о решительности и самостоятельности: девочка не стала дожидаться родителей, она сама приступила к поискам» — сообщает независимый журналист.
  14. «Маркетинговый ход "До/После" или "Было/Стало" в действии: девочка была груба, капризна, неуступчива, высокомерна и неблагодарна — её вопрос остался без ответа, как научилась идти на компромиссы, учитывать желания других — её просьбы выполнили» — смеётся рекламодатель.

Тут также прослеживается поучительный смысл высказывания «Как аукнется, так и откликнется», как в сказке «Лиса и журавль».

в f t
наверх ↑

Комментариев нет: