«Гуси-лебеди» (Русская народная сказка)
Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:
— Мы пойдём, дочка, в город: принесём тебе булочку, купим платочек, а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.
Ушли старики, девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.
Прибежала девочка, глядь: нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле: вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.
Бежала девочка, бежала, видит: стоит печка.
— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
А девочка говорит:
— У моего батюшки и пшеничные не едятся!
И побежала дальше.
Бежит девочка дальше и видит: стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?
— Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.
Бежит девочка и видит: льётся молочная речка — кисельные берега.
— Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся!
И побежала девочка дальше.
Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:
— Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?
Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит, поворачивается. В избушке сидит Баба Яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.
Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:
— Реченька, голубушка, укрой меня!
— Съешь моего простого киселька с молочком.
Похлебала девочка киселька с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.
Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:
— Яблоня, голубушка, спрячь меня!
— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.
Нечего девочке делать — съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками — гуси и пролетели мимо.
Вышла девочка из-под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:
— Печечка, матушка, спрячь меня!
— Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу.
Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.
Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди братца из рук вырвут, да изба-то была уж недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к Бабе Яге.
Пришли домой старичок и старушка, видят: мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.
Чему учит эта сказка? Какая главная мысль?
Текст можно обсудить с ребёнком, вовлекая его в беседу. Например, какая-то часть разговора может выглядеть следующим образом:
— Что было, если бы девочка послушалась родителей, не отвлеклась на игру?
— Она бы в беду не попала и Бабу Ягу не увидела, ей бы не надо было никуда бегать.
— Девочка отнеслась безответственно к поручению и брата забрали гуси-лебеди. Она стала исправлять ошибку?
— Стала.
— А ты отправишься сестру выручать?
— Да.
— Девочка встретила печку, яблоню и речку и от кушаний их отказалась, указывая, что дома еда вкуснее. Она была вежлива?
— Нет.
— А ты хорошо делал, когда ныл, что у бабушки скучно, хотя она тебя кормила, купала и развлекала? Пусть без изысков?
— Плохо.
— Но в трудную минуту девочка забыла о своей гордыни и была ласкова. И ей помогли.
Мораль сей сказки
Каждый найдёт своё:
- «Дети должны быть под присмотром, надолго их оставлять нельзя, в противном случае жди беды» — говорит мама-наседка.
- «Пропавших детей нужно начинать искать сразу, без промедления, пока их не съела Баба Яга» — заявляет милиционер.
- «Родителей нужно слушаться» — командует строгий папа.
- «Младшим нужно уступать, заботится и помогать» — поучает бабушка, разрешающая спор внуков.
- «Ошибки можно исправить, не стоит отчаиваться, ведь девочка вернула братишку» — убеждает психолог.
- «Не нужно бояться просить помощи: без неё девочка с братом не добежали бы до дома невредимыми» — наставляет воспитатель сада.
- «Будь внимательным, сосредоточься на одном деле и не отвлекайся, иначе самое важное, самое главное упустишь, как в сказке сестра братца» — вразумляет учитель.
- «Когда человеку нужна помощь другого, то он становится любезным, льстивым и даже заискивающим» — замечает наблюдательный руководитель.
- «Когда потчуют, и воду пей» — глаголит пословица.
- «Девочка правильно поступила, когда не стала есть угощения — у чужих нельзя ничего брать» — подмечает сознательный ребёнок. Сказка составлена очень-очень давно и тогда не отведать пищи означало проявить к хозяину неуважение, к его дарам — брезгливость. В наши дни принимать что-то у непроверенных людей даже опасно, но отказывать нужно без оскорблений и унижений собеседника.
- «Нужно позволить другому выполнить своё предназначение: печки — печь пироги, яблоне — растить яблоки» — размышляет философ.
- «Сказка рассказывает о смелости, храбрости и самоотверженности: несмотря на опасность быть съеденной, девочка брата не бросила» — поясняет бывалый солдат.
- «Сказка рассказывает о решительности и самостоятельности: девочка не стала дожидаться родителей, она сама приступила к поискам» — сообщает независимый журналист.
- «Маркетинговый ход "До/После" или "Было/Стало" в действии: девочка была груба, капризна, неуступчива, высокомерна и неблагодарна — её вопрос остался без ответа, как научилась идти на компромиссы, учитывать желания других — её просьбы выполнили» — смеётся рекламодатель.
Тут также прослеживается поучительный смысл высказывания «Как аукнется, так и откликнется», как в сказке «Лиса и журавль».
Комментариев нет: