Текст ниже готовила, чтобы объяснить своему ребёнку шаг за шагом что такое уравнение и как оно решаются, чтобы у него сведения выстроились хоть в какую-то систему. Примеры ниже я комментировала, а вместо Васи и Маши были ты да я.
Что такое равенство и неравенство
Неравенство
У Васи — 4 яблока. У Маши — 3 яблока. У кого больше яблок? У кого меньше яблок?
У Васи больше яблок, чем у Маши: 4> 3 У Васи и Маши неравное количество яблок. Это неравенство (четыре не равно трём): 4≠ 3
У Маши меньше яблок, чем у Васи: 3< 4 У Васи и Маши неравное количество яблок. Это неравенство (три не равно четырём): 3≠ 4
Равенство
У Васи — 4 яблока. У Маши — 4 яблока. У кого больше яблок? У кого меньше яблок?
У Васи и Маши равное количество яблок. Это равенство (четыре равно четырём): 4= 4
У Васи — 2 красных яблока и 3 зелёных. У Маши — 5 яблок. У кого больше яблок? У кого меньше яблок?
У Васи и Маши равное количество яблок. Это равенство (два плюс три равно пяти): 2 + 3= 5
У Васи и Маши равное количество яблок. Это равенство (пять равно сумме чисел два плюс три): 5= 2 + 3
Что такое сложение и вычитание
Сложение
У Васи — 2 яблока. У Маши — 3 яблока. Сколько всего яблок у ребят?
У Васи и Маши на двоих 5 яблок: 2 первое слагаемое+ 3 второе слагаемое= 5 сумма От перемены мест слагаемых сумма не меняется [a + b = b + a]: 3+ 2= 5
У Васи — 2 яблока. У Маши — 2 красных яблока и 1 зелёное. Сколько всего яблок у ребят?
У Васи и Маши на двоих 5 яблок (примеры с несколькими арифметическими действиями выполняются поэтапно): 2+ 2 + 1 = 2 + (2 + 1) = 2 + 3 = 5 Сумма не зависит от группировки её слагаемых [(a + b) + c = a + (b + c)]: 2+ 2 + 1 = (2 + 2) + 1 = 4 + 1 = 5
Вычитание
У Васи было 5 яблок. Он подарил Маше 3 яблока. Сколько яблок осталось у Васи?
У Васи осталось 2 яблока: 5 уменьшаемое- 3 вычитаемое= 2 разность
У Васи было 3 яблока. Он подарил Маше 3 яблока и пообещал принести ещё 5. Сколько яблок осталось у Васи?
У Васи нет яблок, он ещё должен принести 5 яблок, у него -5 яблок (числа могут быть отрицательными) [a − b = a + (−b)]: 3- 3 - 5= (3 - 3) - 5 = 0 - 5 = 0 + (-5) = -5
Вася должен Пете 5 яблок. Маше подарили 3 яблока. Сколько всего яблок у ребят?
У Васи и Маши на двоих -2 яблока [a - (b + c) = a - b - c]: -5+ 3= 3 + (-5) = 3 - 5 = 3 - (3 + 2) = 3 - 3 - 2 = (3 - 3) - 2 = - 2
Связь сложения и вычитания
У Васи — 2 яблока. У Маши — 3 яблока. Всего: 5 яблок. Придумай условия задачи и 4-е варианта решения.
Сколько яблок у ребят? 2+ 3= 5 Сколько яблок у Васи (если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится второе слагаемое)? 5 - 3= 2 Сколько яблок у Маши? 5 - 2= 3 Сколько яблок у ребят (если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое)? 3+ 2= 5
Что такое уравнение
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Неизвестное число обозначают латинской буквой, чаще всего x.
Решение задачи с одним неизвестным методом подбора
Всего у ребят 5 яблок, 3 из которых съест Маша. Сколько съест Вася?
x+ 3= 5 Если x = 4, то 4 + 3 = 7 7 ≠ 5 (неверно) Если x = 3, то 3 + 3 = 6 6 ≠ 5 (неверно) Если x = 2, то 2 + 3 = 5 5 = 5 (правильно) Ответ: Вася съест 2 яблока
Сложение или вычитание с неизвестным
Всего у ребят 5 яблок, 3 из которых съест Маша. Сколько съест Вася?
Положительное число можно перенести за знак равно, поменяв его знак: x+ 3= 5 x = 5 - 3 = 2 Проверка: 2 + 3 = 5 (правильно) Ответ: Вася съест 2 яблока Правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.
Вася подарил Маше 2 яблока. У него осталось 3 яблока. Сколько яблок было у Васи?
Отрицательное число можно перенести за знак равно, поменяв его знак: x- 2= 3 x = 3 + 2 = 5 Проверка: 5 - 2 = 3 (правильно) Ответ: у Васи было 5 яблок Правило: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
У Васи было 5 яблок. После того, как он поделился с Машей, у него осталось 3 яблока. Сколько яблок подарил Вася?
Отрицательное число можно перенести за знак равно, поменяв его знак: 5- x= 3 5 = 3 + x 5 - 3 = x 2 = x Проверка: 5 - 2 = 3 (правильно) Ответ: Вася подарил 2 яблока Правило: чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность.
Анекдот в тему. Профессор жалуется коллеге: До чего же глупые у меня студенты. Раз объясняю — не понимают, второй раз объясняю — снова не понимают, третий раз объясняю — сам уже начинаю понимать, а они всё не понимают!
2 комментария:
Так резальтат не изменится даже если не соседние слагаемые заменить суммой.