Документальный фильм «Клиповое мышление»
Пример молниеносного принятия решения
Я ставлю себя на место мужчины, вытянувшего мальчика из-под колёс автомобиля и заслонившего его собой от удара. Я бы скорее всего не смогла так быстро сориентироваться в не предвещающем опасности месте (нерегулируемый пешеходный переход).
Что делать родителям
И клиповое, и понятийное мышление можно развить. Но понятийное в наше время развить сложнее. Приходится помогать:
- Не лениться читать детям на ночь, можно иногда просить пересказать.
- Рассказывать сказки: сначала я старшему сыну рассказывала народные «Колобок», «Репка» и т.д., а потом он рассказывал их младшей сестре. Я его не просила!
- Обсуждать с ребятами прочитанное, увиденное (пример).
- Совместно проводить простенькие эксперименты, ходить на представления, научные выставки.
«Внутренняя кухня» интернета
Игорь Ашманов (основатель системы «Крибрум»):
Средний пользователь не удерживает фокус внимания, не может воспринимать длинные тексты. Никто не смотрит длинных роликов. Контент должен быть мелко гранулированным, легкоусвояемым, читаться наискось, состоять из привычных образов, «мемов» и архетипов.
При этом память среднего пользователя интернета окончательно стала короткоживущей, никто не помнит даже того, что было в прошлом месяце, не говоря уж о прошлом годе.
Раньше основной дискуссионной политической площадкой Рунета был «Живой Журнал» — уникальное, чисто российское явление. Это было и место дискуссий, и хранилище довольно длинных и продуманных текстов. Там можно было читать и обсуждать даже то, что написано в 2003 году.
Сейчас же, политическая тусовка Рунета в значительной мере перебежала из «ЖЖ» в «Фейсбук».
А «Фейсбук» не только не поощряет написание длинных текстов и комментариев, не только сам автоматически решает за пользователей, кого им читать, а кого нет, он еще и практически без памяти. Весь контент быстро тонет, уходит за край экрана и не находится поиском.
Время жизни сообщения в социальных сетях (когда оно получает все комментарии, лайки и внимание от пользователей в целом) — несколько часов. Сообщения недельной давности найти трудно, месячной — практически невозможно и оно никому неинтересно.
То же самое — в «Твиттере», только в еще более выраженной форме.
Короткая память во всех смыслах стала своего рода трендом года. Что и показывают сегодняшние интернет-баталии, каждая из которых как будто начинается с нуля. Никто не помнит, что все это уже обсуждали, испытывали, опробовали — и ничего хорошего не вышло. Это как сейчас в Сирии ищут химическое оружие, а публика уже и забыла, как в свое время ядерное оружие искали в Ираке. Клиповое восприятие и короткая память публики позволяет повторять старые пропагандистские схемы: раз прием когда-то сработал, сработает и сейчас.
Что делать вебмастеру
Я давно статьи в блог пишу для клиповиков:
- малое количество текста,
- постоянные «цеплялки» внимания,
- отсутствие отвлекающих элементов.
Но ссылки предпочитаю ставить на развёрнутые исследования (обязательно с выводом и рекомендацией к действию).
Комментариев нет: