Как влиять на поведенческие факторы

Поисковая система должна показывать в выдаче по конкретному запросу наиболее интересные и полезные пользователям страницы выше остальных. Как можно узнать предпочтения людей? - Спросить у них (кнопки "Мне нравится", "+1" и тому подобное), узнать их рекомендации (ссылки) либо, проанализировав их действия, цепочки переходов, выявить определённые закономерности поведения и в похожих ситуациях предлагать аналогичные решения. Рассмотрим последний аспект.

Наиболее известными поведенческими факторами являются:
  1. процентное соотношение переходов на сайт из выдачи по конкретному запросу по сравнению с конкурентами, оно же CTR. То есть, если ваша ссылка на страницу ресурса была показана 100 раз и на неё нажали 5 раз, то CTR составит 5%. Плохо, когда показов много, а переходов мало. Улучшение данных по этому показателю достигается информативным сниппетом и верхними позициями. Поскольку пользователь, как правило, перейдёт на первую в списке ссылку, то и говорят, что поведенческие "консервируют страницу в выдаче" или "кто первым встал, того и тапки".

    Поисковая выдача
  2. процент возвратов людей на сайт,
  3. положительно скажется ситуация, когда пользователь после захода на ресурс не вернулся к результатам выдачи,
  4. количество посетителей. Чтобы посмотреть статистику любого сайта, зарегистрированного в LiveInternet (на данный момент у "Шпаргалки блоггера" отсутствует этот счетчик), в строку браузера введите
    http://counter.yadro.ru/hit?t27.1;uhttp://shpargalkablog.ru
    Счетчик посещений
  5. соотношение числа посетителей к количеству просмотренных страниц (сколько страниц в среднем просматривает один пользователь),
  6. процент людей, просмотревших только одну страницу (показатель отказов). Здесь будет очень кстати продуманная и разнообразная навигация по сайту, быстрая загрузка страниц и приятный дизайн.
  7. переходы из закладок, Яндекс.почты либо Gmail, социальных сетей и других источников помимо поисковой системы,
  8. время, проведённое на сайте (для других ресурсов данные можно посмотреть тут) и т.д.
При анализе поведенческих факторов следует учитывать не количественные показатели, а их соотношение, особенность тематики и вид запроса (коммерческий или нет). Например, высокий процент отказов при отсутствии возвращения в поиск может говорить о том, что человек нашёл ответ на свой вопрос, скажем, адрес и телефон компании. С другой стороны, этот же показатель совместно с низким временем нахождения пользователя на сайте и возвращением к выдаче может быть сигналом того, что пользователь не дождался загрузки страницы или ресурс не является комфортным (например, оформлен в тёмных тонах с трудно читаемым текстом).

Также полезно изучать динамику изменений, чтобы понять правильные ли действия вы предпринимаете со своей стороны.

Как влиять на поведенческие факторы.

  1. Учитывать слова посетителей. Например, ранее у меня был установлен виджет поиска от Яндекса вида
    Как оказалось, данный инструмент не воспринимается как поле поиска по сайту и остаётся вне внимания читателей. Всё же нам привычнее кнопка "Найти".
  2. Сайт должен быть понятным и удобным настолько, чтобы пользователь ни на секунду не задумывался
    1. чему посвящён сайт, в какой части ресурса он находиться (см. про навигацию),
    2. где что лежит,
    3. куда нажать (не предоставляйте посетителям слишком много вариантов). Сайты с высокой конверсией часто на Главной странице показывают одно предложение наиболее крупным планом. При этом нет избытка товаров, их можно найти, пройдя далее по ресурсу. Например,

      apple.com

      На посадочной странице не стоит располагать боковое меню с предложением других товаров. Это уменьшит возможность покупки, отвлекая и рассеивая внимание. Например, у магазина Amazon предложение похожих товаров появляется только ниже первого экрана монитора. При этом нет ощущения законченности страницы, видно, что будет продолжение при скроллинге вниз.

      Посадочная страница
    4. при поиске покупки, какие цены,
    5. контактные данные: телефон, адрес, схема проезда или фотография здания. Внесение данных в адреса в Гугл и справочника Яндекса считаю обязательной.
    6. какое конечное действие нужно выполнить, скажем, это может быть покупка товара или подписка на обновление ресурса. По кнопкам кликают чаще, чем по текстовым ссылкам. Например, мимо розовой кнопки "Add to Bag" сложно пройти.

      www.victoriassecret.com

    7. Так же обратите внимание на размеры фотографии. Она довольно крупная, что также способствует увеличению продаж.
    Здесь помогут статьи про юзабилити ресурса. В целом стоит помнить про принцип Pareto: 80% эффекта приходится на 20% целевой аудитории. Именно для удобства этой прослойки и разрабатывается сайт.
  3. Конечно же, посетитель должен найти то, что искал, то есть материал должен соответствовать ожиданиям человека и в полной мере отвечать на его вопрос, а изложение внушать доверие.
  4. На левой части экрана располагаем то, что должно первым бросаться в глаза: при продажи товаров - фото, на сайтах, где изображения вторичны и используются в качестве разнообразия фона - контент. А вот правой стороне отдаётся больше доверия, поэтому она служит для корзины, кнопки подписки, навигации. Подробнее.
  5. CTR кнопок заказа, подписки и других элементов, по которым пользователю нужно щёлкать, на первом экране выше на 30%. Подробнее.
  6. Отказ от капчи. Советую фильтровать спам вручную, поскольку ввод цифр и букв не лучшее времяпрепровождение в интернете.
  7. Если сайт не информационный, а скажем, тренажерного зала или стоматологии, то фото- и видеоматериалы должны быть сделаны в реальных условиях, чтобы попав в данное учреждение посетителю был знаком интерьер. Это вызовет большее доверие.
  8. По своей природе человек постоянно ищет эмоциональные связи с другими. Вот почему хочется видеть изображения реальных лиц на веб-сайтах: сотрудников организаций или авторов блогов. Если аудитория сайта/активные покупатели - мужчины 35-40 лет, то картинку именно мужчины этого возраста нужно размещать на ресурсе.
  9. Наличие элементов, которые смогут задержать пользователя на ресурсе более длительное время: видеоролики, различные калькуляторы стоимости, окна опроса и т.п.
  10. Наиболее плотно посетители просматривают первые 5 позиции на сайте, то есть путём ротации товаров можно искусственно стимулировать продажи определённой единицы, которая, скажем, находится в глубине страницы.
  11. Необходимы элементы, которые вызовут доверие посетителей, например, сертификаты, отзывы или иконки траста. Мне понравился этот образец.
    Элемент доверия
  12. Заполняемые формы, например, для регистрации на сайте или покупки товара, должны содержать минимально возможное количество пунктов. Процесс можно разделить на несколько шагов. Или предоставить способ авторизоваться через аккаунты социальных сетей, из API которых переносить нужную информацию в форму регистрации.
  13. Если входная страница содержит форму, то установленный курсор привлечёт внимание. Достигается с помощью атрибута autofocus.
    <input name="user" required placeholder="Ваше имя" autofocus/>
    При этом не допускайте ошибок, например, при выборе сотового телефона




    возможен выбор одного из вариантов возможен выбор всех вариантов
    Вы видели гибрида от разных производителей?

    Для удобного восприятия:
    внешний вид формы
  14. Запоминающийся дизайн или какие-либо элементы, характерные только для внешнего вида данного ресурса, например, полезно будет применение простых по своей форме логотипов. А подбор основных цветов сайта согласно тематике ресурса, скажем, для "архитектуры"-серый, поможет снизить процент отказов. Вместе с тем дизайн не должен содержать много вспомогательной графики

    skype
    • Желтый – бодрость
    • Пурпурный – эксклюзивность
    • Розовый – романтичность
    • Синий – безопасность и доверие
    • Зеленый – свежесть
  15. Как уже было сказано, нужно обратить внимание на комфортное изучение материала:
    • контрастный текст, правильный межбуквенный интервал и высота строки позволят сгруппировать контент, не требуя при этом напрягать глаз,
    • используя "резиновые сайты", нужно установить максимальную длину строки, чтобы читателю не приходилось просматривать текст в ширину монитора,
    • декоративные стили, в том числе тень текста, нельзя применять на текстовой составляющей, поскольку она становится менее разборчивой и тем самым бесполезной. Они рассчитаны для заголовков сайта, чтобы выделить ресурс из общей массы.
    • на форматирование заголовков также стоит обратить внимание, поскольку они являются точками фокусировки глаз на странице. Заголовки одинаковой значимости должны иметь один размер и цвет,
    • расстояние между абзацами в одну пустую строку разделит контент на смысловые законченные фразы,
    • шрифт делать достаточно крупный (у себя на блоге я выкладываю довольно много кода, который, на мой взгляд, удобней воспринимать небольшого размера) - более 12px (подробнее), поскольку
      1. в возрасте старше 40 лет только половина света проходит через сетчатку глаза,
      2. у большинства людей расстояние от монитора до глаз далее, чем от книги до глаз,
      3. 16 пикселей соответствует примерно шрифту, напечатанного в книге.
    • на наиболее важные элементы делайте акцент, выделив их либо цветом, либо жирностью, скажем, на ссылки. Этот пункт поможет разрушить однообразный контент,
    • каждый текст нуждается в визуальной поддержке, будь то изображения, графики, иконки. Между текстом и картинкой оставляйте пустое пространство,
    • контент на странице можно разбить на блоки, разделённые фоном, например, на данном сайте в боковой колонке,
    • для фона использовать цвета, которые скучнее, чем текст. Мне нравится тот, который применён на сайте http://vagabundia.blogspot.com/. Это тот из немногих случаев, когда тёмный фон не портит читаемости.
    • Имеет значение куда обращены взгляды на картинках, "куда все, туда и я". Какой афоризм бросается в глаза? Фас и очи смотрящего притягивают к себе взгляд, оставляя контент рядом без должного внимания. А второе фото так и призывает посмотреть, что так заинтересовало Иосифа Виссарионовича.
      "Нет человека - нет проблем." (И. В. Сталин)
      "Незаменимых людей нет" (И. В. Сталин)
    • вещи, лица, которые участвуют в повседневной жизни человека вызывают больше доверия. Поэтому популярным стали модели с пышными формами.
  16. Ряд других предложений указано в таблице к заявлению Яндекса от 23/11/2011 года.
  17. Можно проанализировать точки выхода с помощью Google Analytics-"Содержание"-"Самое популярные страницы выхода" и внести какие-либо улучшения. У http://shpargalkablog.ru/ есть % выходов 100%. Но поскольку это страницы комментариев (написал отзыв, покинул страницу, поскольку информация в целом уже изучена) и поиска от Яндекса, то с ними работа не проводится. Они закрыты для индексации. Кстати, благодаря этим же URL показатель отказов по всему блогу здесь составляет 75%.

Накрутка поведенческих факторов.

Вот примерные признаки по которым понятно, что происходит накрутка:
  1. Увеличились переходы только с поиска Яндекса, а, скажем, Google остались на прежнем уровне.
  2. Из огромного числа факторов ранжирования изменения происходят только по ограниченному количеству, в результате чего виден "перекос".
  3. Не учитывается режим дня аудитории. Например, на данном блоге снижается активность читателей с пятницы по воскресенье, а в праздники она сравнительно совсем небольшая.

    Трафик по дням недели
  4. Когда процент пользователей региона, не соответствующего региону сайта, по геозависимому запросу превышает определённое значение.
В любом случае, и у Google и у Яндекса есть арсенал скриптов, позволяющих определить накрутку кликов по объявлениям контекстной рекламы, которым они могут задействовать и здесь.



Ссылки: официальные источники Google, статьи по оформлению сайта.
Rookee — инструменты для привлечения клиентов на сайт
в f t
наверх ↑

5 комментариев:

Sona
Есть сервисы занимающиеся «улучшением» поведенческих факторов для сайтов:
http://userator.ru?par=13550
http://www.megaindex.ru/?from=41116
http://linksrunner.ru/index.php?r=site/index&partner=2087
Достаточно ли они безопасны?
И какой из них эффективнее и лучше?
NMitra
Сама подобные сервисы не тестировала. Тем не менее советую не использовать автоматизированные способы накрутки. Яндекс их распознает. Наиболее плотно этот вопрос озвучен на http://www.megaindex.tv/programs/.
userator
Классная статья! Главное все по теме, и практические советы!
NMitra
Приятно слышать!
Movebo.ru
В статье действительно много хорошей и полезной информации.
Особенно верно подмечено касаемо геозависимых запросов,
а так же перекосов ряда факторов относительно других факторов или других поисковых систем.
При создании нашего сервиса мы в первую очередь опирались на максимальную естественность.
Данная статья отлично поможет новичкам, указав верный путь в развитии своего сайта/проекта.